Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 150 КАС РФ суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился любой участник судебного разбирательства, включая административного ответчика, в отношении которого отсутствуют сведения о его извещении о времени и месте судебного заседания.
Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки (п. 1 ч. 6 ст. 150 КАС РФ). Это распространяется и на административного ответчика.
В ряде случаев явку административного ответчика суд вправе признать обязательной (п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
К числу таковых относятся случаи, когда им выступают:
- представители органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 6 ст. 213 КАС РФ);
- представители органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемое решение либо совершивших оспариваемое действие или бездействие (ч. 7 ст. 226 КАС РФ);
- лица, привлеченные к участию в деле в качестве административных ответчиков по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ч. 4 ст. 247 КАС РФ);
- представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (ч. 2, 4 ст. 289 КАС РФ).
Кроме того, суд может признать необходимым обязательное участие в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений (ч. 1 ст. 272 КАС РФ). По смыслу ч. 4 ст. 38 КАС РФ указанное лицо является административным ответчиком.
В пункте 2 ч. 1 ст. 150 КАС РФ оговорено и то, что суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился надлежащим образом извещенный административный ответчик, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным.
Если иное не установлено КАС РФ (в настоящее время подобного установления нет), в случае неявки в судебное заседание без уважительных причин административного ответчика, участие которого при рассмотрении административного дела признано судом обязательным, налагается судебный штраф в порядке и размере, которые предусмотрены ст. ст. 122 и 123 КАС РФ (ч. 3 ст. 150 КАС РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 150 КАС РФ в случае его повторной неявки в судебное заседание без уважительной причины административный ответчик может быть подвергнут приводу в порядке, предусмотренном ст. 120 КАС РФ, при этом рассмотрение административного дела откладывается.
Согласно ч. 5 ст. 150 КАС РФ при наличии сведений об уважительных причинах повторной неявки административного ответчика в судебное заседание судебное разбирательство административного дела также откладывается.
Последствия неявки административного ответчика дополнительно закреплены применительно к рассмотрению отдельных категорий административных дел разд. IV КАС РФ.
Так, неявка в судебное заседание представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной, - ч. 5 ст. 213 КАС РФ.
В ч. 6 ст. 213 КАС РФ сказано, что суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, а в случае неявки таких представителей наложить судебный штраф в порядке и размере, которые установлены ст. ст. 122 и 123 КАС РФ.
По административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле (в том числе административного ответчика), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью их присутствия в судебном заседании по уважительным причинам, не является препятствием к рассмотрению административного дела (ч. 4 ст. 234 КАС РФ).
Аналогичные правила закреплены для рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ч. 3 ст. 243 КАС РФ), об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ч. 4 ст. 247 КАС РФ); по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации (ч. 4 ст. 263 КАС РФ); по делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ч. 5 ст. 283 КАС РФ); по делам о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (ч. 4 ст. 285.3 КАС РФ), по делам о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 289 КАС РФ). Однако в случаях, предусмотренных в ч. 4 ст. 247, ч. 5 ст. 283, ч. 4 ст. 285.3, ч. 2 ст. 289 КАС РФ явка участвующих в деле лиц, в том числе ответчика, может быть признана судом обязательной, тогда разбирательство дела будет отложено.
Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле (в том числе административный ответчик), надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл. 33 КАС РФ.

Заказать иск онлайн
Тамбов, Советская 112
Время работы 9:00-18:00 (пн-пт)
Обратная связь Вы можете получить консультацию, заполнив данную форму

Новости

 13.09.2022  Внимание клиентов ООО "Юридический кабинет"

Внимание клиентов ООО "Юридический кабинет"!

Начало работы

...

 13.09.2022  Внимание действующих клиентов по банкротству!

Внимание действующих клиентов по банкротству ООО "Юридический кабин

...

Клиенты спрашивают

 26.04.2022  Есть ли отличие работы по гражданско-правовому договору от работы по трудовому договору?

Поскольку трудовой договор является основанием для возникновения трудовых отношений, признаки, отличающие его от гражданско-правового договора, следуют из определения таких отношений и основных принципов их правового регулирования.

 21.04.2022  Является ли уведомление юридического лица телеграммой надлежащим извещением с точки зрения судопроизводства?

В силу норм гл. 12 АПК РФ, гл. 9 КАС РФ, гл. 10 ГПК РФ, ст. 231 УПК РФ о надлежащем извещении лица о начавшемся процессе свидетельствуют имеющиеся в распоряжении суда сведения о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу.

 19.04.2022  Какой порядок ликвидации автономной некоммерческой организации?

Автономной некоммерческой организацией (АНО) признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Схожее определение содержится и в ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон об НКО).