Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 150 КАС РФ суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился любой участник судебного разбирательства, включая административного ответчика, в отношении которого отсутствуют сведения о его извещении о времени и месте судебного заседания.
Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки (п. 1 ч. 6 ст. 150 КАС РФ). Это распространяется и на административного ответчика.
В ряде случаев явку административного ответчика суд вправе признать обязательной (п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
К числу таковых относятся случаи, когда им выступают:
- представители органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 6 ст. 213 КАС РФ);
- представители органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемое решение либо совершивших оспариваемое действие или бездействие (ч. 7 ст. 226 КАС РФ);
- лица, привлеченные к участию в деле в качестве административных ответчиков по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ч. 4 ст. 247 КАС РФ);
- представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (ч. 2, 4 ст. 289 КАС РФ).
Кроме того, суд может признать необходимым обязательное участие в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений (ч. 1 ст. 272 КАС РФ). По смыслу ч. 4 ст. 38 КАС РФ указанное лицо является административным ответчиком.
В пункте 2 ч. 1 ст. 150 КАС РФ оговорено и то, что суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился надлежащим образом извещенный административный ответчик, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным.
Если иное не установлено КАС РФ (в настоящее время подобного установления нет), в случае неявки в судебное заседание без уважительных причин административного ответчика, участие которого при рассмотрении административного дела признано судом обязательным, налагается судебный штраф в порядке и размере, которые предусмотрены ст. ст. 122 и 123 КАС РФ (ч. 3 ст. 150 КАС РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 150 КАС РФ в случае его повторной неявки в судебное заседание без уважительной причины административный ответчик может быть подвергнут приводу в порядке, предусмотренном ст. 120 КАС РФ, при этом рассмотрение административного дела откладывается.
Согласно ч. 5 ст. 150 КАС РФ при наличии сведений об уважительных причинах повторной неявки административного ответчика в судебное заседание судебное разбирательство административного дела также откладывается.
Последствия неявки административного ответчика дополнительно закреплены применительно к рассмотрению отдельных категорий административных дел разд. IV КАС РФ.
Так, неявка в судебное заседание представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной, - ч. 5 ст. 213 КАС РФ.
В ч. 6 ст. 213 КАС РФ сказано, что суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, а в случае неявки таких представителей наложить судебный штраф в порядке и размере, которые установлены ст. ст. 122 и 123 КАС РФ.
По административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле (в том числе административного ответчика), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью их присутствия в судебном заседании по уважительным причинам, не является препятствием к рассмотрению административного дела (ч. 4 ст. 234 КАС РФ).
Аналогичные правила закреплены для рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ч. 3 ст. 243 КАС РФ), об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ч. 4 ст. 247 КАС РФ); по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации (ч. 4 ст. 263 КАС РФ); по делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ч. 5 ст. 283 КАС РФ); по делам о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (ч. 4 ст. 285.3 КАС РФ), по делам о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 289 КАС РФ). Однако в случаях, предусмотренных в ч. 4 ст. 247, ч. 5 ст. 283, ч. 4 ст. 285.3, ч. 2 ст. 289 КАС РФ явка участвующих в деле лиц, в том числе ответчика, может быть признана судом обязательной, тогда разбирательство дела будет отложено.
Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле (в том числе административный ответчик), надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл. 33 КАС РФ.

Заказать иск онлайн
Тамбов, Советская 112
Время работы 9:00-18:00 (пн-пт)
Обратная связь Вы можете получить консультацию, заполнив данную форму

Новости

 26.04.2022  Перенесут срок уплаты страховых взносов для некоторых отраслей и введут другие меры поддержки

Президент на совещании по экономическим вопросам предложил дать отсрочку по страховым взносам предприятиям, поставляющим товары и услуги на внутренний рынок. Речь идет о взносах за второй квартал, а для промышленности еще и за третий. Их нужно заплатить начиная с мая следующего года. ...

 21.04.2022  В Законе о защите прав потребителей хотят перечислить недопустимые условия договора

Планируют переработать ст. 16 названного Закона. Добавят список недопустимых условий договора, которые ущемляют права потребителей, определят новые обязанности и ограничения для продавцов. Проект приняли в третьем чтении. ...

Клиенты спрашивают

 26.04.2022  Есть ли отличие работы по гражданско-правовому договору от работы по трудовому договору?

Поскольку трудовой договор является основанием для возникновения трудовых отношений, признаки, отличающие его от гражданско-правового договора, следуют из определения таких отношений и основных принципов их правового регулирования.

 21.04.2022  Является ли уведомление юридического лица телеграммой надлежащим извещением с точки зрения судопроизводства?

В силу норм гл. 12 АПК РФ, гл. 9 КАС РФ, гл. 10 ГПК РФ, ст. 231 УПК РФ о надлежащем извещении лица о начавшемся процессе свидетельствуют имеющиеся в распоряжении суда сведения о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу.

 19.04.2022  Какой порядок ликвидации автономной некоммерческой организации?

Автономной некоммерческой организацией (АНО) признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Схожее определение содержится и в ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон об НКО).